В рамках работы стажировочной площадки Краснодарского края по теме «Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях в условиях многонационального состава населения и меняющейся миграционной ситуации приграничного региона» 21 ноября 2017 г. в г. Краснодаре состоялась межрегиональная конференция «Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации в условиях многонационального состава населения, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации» с участием учителей русского языка и начальных классов, регионов – участников проекта: Чеченской Республики и Республики Дагестан, а также федеральных партнеров: ГАОУ ДПО Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (далее – ГАУО ДПО АПК и ППРО), федеральных издательств учебной литературы «Просвещение», Корпорации «Российский учебник» «ДРОФА – Вентана-Граф», «Русское слово», «Экзамен-медиа», «Легион», «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», «Академкнига/Учебник».

В конференции приняли участие 167 человек, 57 представителей Республики Дагестан, 46 – Чеченской республики, 4 представителя АГУ, 10 –федеральных партнеров: ГАОУ ДПО АПК и ППРО.

В ходе мероприятия были рассмотрены актуальные проблемы обеспечения единого подхода к преподаванию и изучению русского языка в образовательных организациях, в том числе в полиэтнических классах.

Работа межрегиональной конференции продолжалась один день. В первой половине дня состоялось пленарное заседание.

Итоги деятельности стажировочной площадки и его методическое обеспечение представили проректор по учебной работе к. пед. наук Л.Н. Терновая и к. филол. н., доцентом, и. о. зав. каф. филологического образования ГБОУ ИРО Краснодарского края И.Н. Невшупа.

О формировании коммуникативной компетенции учащихся при подготовке к итоговому сочинению рассказал А.Г. Нарушевич, к. филол. наук, доцент, зав. кафедрой русского языка Таганрогского педагогического института имени А.П. Чехова.

Методическому сопровождению обучения русскому языку как неродному на этапе реализации ФЦПРЯ 2016-2020 гг. был посвящен доклад И.А. Мишиной, доцента кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПКиППРО, г. Москва.

Об актуальных проблемах продвижения русского языка, формирования читательской среды средствами школьной библиотеки рассказала Н.В. Борисова, доцент кафедры филологического образования ГБОУ ИРО Краснодарского края, канд. пед. наук.
Реализации мероприятий в рамках проекта 1.6. ФЦП Русский язык в Чеченской Республике был посвящен доклад зав. кафедрой русского языка и литературы ГБУ ДПО ЧИПКРО. И.Э. Этиевой, показанный в режиме прямого включения.

Об использовании методических пособий и мультимедийных электронных ресурсов для повышения уровня профессиональной подготовки учителей русского языка и литературы и учителей начальных классов в режиме прямого включения участникам конференции рассказала Р.К. Исабекова, старший преподаватель кафедры филологического образования ГБОУ ДПО «Дагестанский институт развития образования».

Смысловое чтение как основа формирования и развития личности младших школьников стали объектом внимания в докладе Н.В. Мороковой, доцента кафедры начального образования ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края.

О системе работы по формированию навыков и умений связной речи при обучении русскому языку как неродному рассказала О.Г. Ухтинская, старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин, ГБОУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» СКИРО ПК и ПРО.

Во второй половине дня научно-практической конференции работали в интерактивном режиме четыре секции: 1) «Совершенствование методической компетенции учителей русского языка. Современные требования к обучению русскому языку как неродном»; 2) «Культура и история регионов России в аспекте преподавания русского как неродного»; 3) «Формы и методы повышения кадрового потенциала учителей начальной школы по вопросам изучения русского языка.»; 4) «Совершенствование компетентности библиотечных специалистов в популяризации чтения школьников, продвижении русского языка».

На секциях были заслушаны доклады педагогов-практиков, прошло обсуждение резолюции, которая была принята на закрытии конференции. Там же состоялось вручение благодарственных писем представителям стажировочной площадки.


Материалы конференции:

  1. Людмила Николаевна Терновая, проектор ГБОУ Институт развития образования Краснодарского края. «Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения  русского языка в рамках стажировочной площадки Краснодарского края»
  2. Невшупа Ирина Николаевна, и.о. зав. кафедрой, доцент кафедры филологического образования ГБОУ ИРО  Краснодарского края, канд. филол. наук.Методическое обеспечение деятельности Федеральной стажировочной площадки Краснодарского края.
  3. Нарушевич Андрей Георгиевич, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка Таганрогского педагогического института имени А.П. Чехова.Формирование коммуникативной компетенции учащихся при подготовке к итоговому сочинению.
  4. Мишина Ирина Анатольевна, доцент кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПКиППРО, г. Москва.Методическое сопровождение обучения русскому языку как неродному на этапе реализации ФЦПРЯ 2016-2020 гг.
  5. Борисова Наталья Владимировна, доцент кафедры филологического образования ГБОУ ИРО Краснодарского края, канд. пед. наук. Актуальные проблемы продвижения русского языка, формирования читательской среды средствами школьной библиотеки
  6. Морокова Наталья Владимировна, доцент кафедры начального образования ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края.Смысловое чтение – основа формирования и развития личности младших школьников.