В рамках работы стажировочной площадки Краснодарского края по теме «Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях в условиях многонационального состава населения и меняющейся миграционной ситуации приграничного района» 28-29 ноября в г.-к. Геленджик состоялась межрегиональная конференция «Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации в условиях многонационального состава населения, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации» с участием 319 учителей русского языка и начальных классов, регионов — участников проекта: Республик Кабардино-Балкария и Дагестан, а также федеральных партнеров : ГАОУ ДПО Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (далее – ГАУО ДПО АПК и ППРО), федеральных издательств учебной литературы «Просвещение», «Русское слово», «Дрофа – Вентана», «Экзамен», «Академкнига»

В ходе мероприятия были рассмотрены актуальные проблемы обеспечения единого подхода к преподаванию и изучению русского языка в образовательных организациях, в том числе в полиэтнических классах.

Работа межрегиональной конференции продолжалась в течение двух дней.

В первый день состоялось пленарное заседание, на котором итоги деятельности стажировочной площадки представила Навазова Татьяна Гавриловна, к.п.н., доцент, проректор по научно-исследовательской деятельности ГБОУ ИРО Краснодарского края.

Особое внимание было уделено вопросам методического сопровождения стажировочной площадки, изложенные Невшупа Ириной Николаевной, к.ф.н., доцент, и.о. зав.каф. филологического образования ГБОУ ИРО Краснодарского края.

Методы и формы реализации модели содержания языкового образования на уровне НОО: формирование новых профессиональных умений учителей изложила Прынь Елена Ивановна, зав. кафедрой начального образования ГБОУ ИРО Краснодарского края.

Опыт работы стажировочных площадок, реализующих ФЦПРЯ в 2016 году, с определением роли Краснодарского края был представлен Лукичевым Александром Николаевичем, заместителем директора Центра проектно-внебюджетной деятельности и развития связей с субъектами РФ ГАУО ДПО АПК и ППРО г. Москва, к.п.н.

Марченко Ольга Николаевна, к.ф.н., доцент кафедры русского языка АПК и ППРО, г. Москва акцентировала внимание на направлениях модернизации содержания программ ПК для повышения эффективности преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного.

Опытом функционирования русского и дагестанских языков в Республике Дагестан поделился Магомедов Магомед Ибрагимович, директор института ЯЛИ ДНЦ РАН, д.ф.н, профессор.

Сопоставительный анализ русского и родного языков как способ достижения нового качества образования по русскому языку  провела  Инчиева Ирина Каральбиевна, зав. кафедрой теории и методики филологического образования ИПКиПП КБГУ, доцент, к.п.н.

О значении реализации ФЦПРЯ в повышении качества русского языка как неродного в образовательных организациях Республики Дагестан рассказала Исабекова Румина Куйбышевна, старший преподаватель кафедры филологического образования ДИРО, координатор проекта по реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 – 2020 гг. «Дагестанского института развития образования».

Итоги работы по формированию единого информационно-коммуникативного пространства в рамках работы стажировочной площадки представила Наталия Александровна Рыжикова, главный специалист информационно-аналитического центра ГБОУ ИРО Краснодарского края.

Во второй части пленарного заседания был представлен опыт работы базовых образовательных организаций стажировочной площадки по участию в реализации мероприятий и целей площадки.

Толстошей Сергей Владимирович, главный специалист МКУ «Центр развития образования», г. Армавира рассказал о роли интернет-сообществ в реализации задач Федеральной стажировочной площадки.

Охрименко Елизавета Аполлинарьевна, учитель-тьютор МБОУ СОШ №2, г. Геленджик рассказала о работе тьюторского сообщества в реализации проекта на территории Кабардино-Балкарии.

Влияние воспитательной системы лицея на развитие интереса обучающихся к русскому языку изложила Кузнецова Светлана Николаевна, учитель- тьютор МБОУ лицей №4, г. Ейск.

Материалы пленарного заседания можно посмотреть здесь.


Во второй день научно-практической конференции работали в интерактивном режиме три секции.

Секция по теме «Современные педагогические технологии в обучении русскому языку как неродному» с модераторами Невшупа Ириной  Николаевной , и.о. зав. каф., доцентом  кафедры филологического образования ГБОУ ИРО  Краснодарского края, к.ф.н., и Марченко Ольгой Николаевной, к.п.н., доцентом кафедры русского языка АПК и ППРО, г. Москва решала задачи развития творческих способностей учащихся средствами современных педагогических технологий , развитие речи в условиях поликультурной среды и методике формирования навыка правописания непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Особое внимание было уделено вопросам развития речевой культуры современного школьника в условиях билингвизма.

Секция по теме «Этнокультурные традиции как ресурс формирования единого образовательного пространства многонационального народа России» с модераторами Карой Аллой Петровной, доцентом кафедры ОДиР ГБОУ ИРО Краснодарского края, к.и.н. и Кумпаном Вадимом Александровичем, зав. кафедрой ОДиР решала задачи использования этнокультурного компонента в практике преподавания русского языка как неродного. Особое внимание было уделено вопросам культурного многообразия как основы национальной политики в России.

Секция по теме «Формы и методы повышения кадрового потенциала учителей начальной школы по вопросам изучения русского языка» с модераторами Прынь Еленой Ивановной, зав.кафедрой начального образования ГБОУ ИРО Краснодарского края и Микеровой Галиной Жоршовной, д.п.н., профессор, зав. каф. педагогики и методики начального образования ФГБОУ ВО КубГУ особое внимание обратила на развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса на уроках русского языка.

Участники конференции обсудили и приняли резолюцию.