Участниками данного проекта ФЦП «Русский язык» являются: Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, стажировочная площадка на базе ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края, базовые учреждения (14 образовательных организаций Краснодарского края). Большую роль в реализации проекта сыграло федеральное партнерство субъекта с АПК и ППРО  и Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина.

Стажировочная  площадка Краснодарского края, открытая на базе Института развития образования, работает в тесном сотрудничестве с ГБОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр непрерывного профессионального развития» (17.06.2016г.);ГБОУ ДПО  «Дагестанский институт развития образования» (19.06.2016 г.) ;ФГБОУ ВО «Институт Пушкина» (27.06.2016 г.). На   площадке Краснодарского края идет обучение 3707 педагогов  из ОО Краснодарского края, Республики Кабардино-Балкария и Республики Дагестан. Формы обучения самые разнообразные: лекционные и практические занятия, мастер-классы с предоставлением опыта педагогов республики Кабардино-Балкария, республики Дагестан и Краснодарского края, круглые столы, экскурсии, сетевые сообщества педагогов-предметников, мероприятия по пропаганде и распространению эффективных педагогических практик.

Основные виды деятельности были определены совместно с партнёрами: АПК и ППРО и Государственным институтом русского языка им. А.С. Пушкина.

Для проведения курсов  разработаны три дополнительные профессиональные программы повышения квалификации: «Тьюторское сопровождение единого подхода к преподаванию и изучению русского языка в условиях полиэтничного образовательного пространства» (для тьюторов региона и субъектов); «Особенности преподавания русского языка как неродного в поликультурной школе и школе с поликультурным компонентом» (для  слушателей Кабардино-Балкарии и республики Дагестан); «Традиции и новаторство в преподавания русского языка как родного, как неродного, как иностранного» (для учителей Краснодарского края).

Разработанные программы обучения раскрывают вопросы государственной политики в области филологического образования, информационной культуры в образовательной деятельности, специфики содержания и особенностей изучения русского языка в условиях поликультурной образовательной среды, методики обучения русскому языку как неродному (фонетический, лексический и грамматический аспекты).

Команда преподавателей, включающая ППС ИРО Краснодарского края, ведущих словесников вузов края, педагогов-тьюторов знакомят слушателей с традиционными и инновационными подходами к оценке качества образования по русскому языку; культурой и историей регионов России в аспекте преподавания русского как неродного, что способствует повышению общего уровня педагогической культуры  учителя.

В процессе обучения активное участие принимали тьюторы и  учителя из Кабардино-Балкарской Республики и Республики Дагестан, которые представили свои мастер-классы, как для учителей русского языка, так и для учителей начальной школы. Это позволило адаптировать опыт других субъектов Российской Федерации для использования его в поликультурных школах и школах с поликультурным компонентом.

 Во время обсуждения в рамках занятий и «круглых столов» подчеркивалась актуальность преподавания русского языка в комплексе с изучением региональных особенностей, что призвано сформировать у обучающихся системное представление о русском языке в условиях особенностей поликультурной лингвистической ситуации.

Для успешной реализации дополнительных образовательных программ повышения квалификации    учителей  русского языка и начальных классов в качестве методической поддержки были разработаны учебно-методические комплекты (20 пособий) для слушателей Республики Кабардино-Балкария, Республики Дагестан и для учителей Краснодарского края.

Команда,  завершившая реализацию мероприятий проекта в Республике Кабардино-Балкария,  состояла из профессорско-преподавательского состава ИРО  (15 чел., из них 5 имеющих учёную степень); Кубанского государственного института культуры, учителей русского языка (тьюторы)  — 7 человек, учителей начальных классов (тьюторы)  — 5 человек,   АПК и ППРО  — 2 человека, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина — 3 человека, издательства «Русское слово» и «Просвещение» — 2 человека, сотрудников ЦНПР Республики Кабардино-Балкария  — 35 чел (из них 10 имеющих учёное звание и степень).

Состав команды, реализующей проект в республике Дагестан: ППС ИРО — 12 человек, из них 5 имеющих учёную степень; Кубанский государственный институт культуры, учителя русского языка (тьюторы) — 8 человек, учителя начальных классов  (тьюторы)  — 2 человека, АПК и ППРО  — 2 человека, Институт А.С.Пушкина  — 2 человека, издательства «Русское слово», «Дрофа», «Экзамен» — 3 человека, сотрудники ИРО Республики Дагестан — 34 чел, из них 13 имеющих  учёную степень. Слаженная работа всех членов команды позволила провести курсы на достаточно высоком учебно-методическом уровне.

Процесс и результаты первого этапа реализации проекта сопровождался информированием общественности о проводимых мероприятиях. Проекту были посвящены 2 публикации в печатных СМИ; 4 сюжета в телевизионных программах Краснодарского края, Кабардино-Балкарии, Дагестана; 9 публикаций в электронных СМИ (на сайте ГБОУ ДПО ИРО Краснодарского края, информационных порталах Кабардино-Балкарии, Дагестана, Краснодарского края).

Программой реализуются и вопросы организации различных видов внеурочной деятельности: игровой, проектно-исследовательской, культурно-досуговой  с  учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия полиэтничного региона.

Открытый диалог, состоявшийся в каждой аудитории, по актуальным проблемам работы своей образовательной организации в подходах к формированию содержания образования по русскому языку свидетельствует о том, что равнодушных в поисках ответов нет.

Особое внимание преподавательского корпуса было направлено на способность определять новые перспективы в развитии каждой образовательной организации с учетом всех стандартов и требований к изучению русского (неродного) и родного (нерусского) языка обучения.

Следует  отметить,  что  стажировочная площадка реализует основные положения Концепции преподавания русского языка в РФ  в части актуальных проблем преподавания русского языка как родного и представляет собой поле для разумной вариативности, необходимой в области гуманитарных дисциплин

Площадка также способствует решению задачи методической помощи учителям, работающим в общеобразовательных организациях и осуществляющим интегрированное обучение детей, для которых русский язык не является родным языком.

Стажировочная  площадка выявляет особенности социокультурной практики в процессе обучения, как в школах Краснодарского края, так и обучающихся в школах Кабардино-Балкарии и Дагестана; определяет  уникальные черты республик при общности  исторического пути с Россией.

Первый этап реализации программы успешно завершён. Задачи второго этапа будут решаться в Краснодарском крае.


Итоги первого этапа реализации проекта