В рамках работы стажировочной площадки Краснодарского края по теме «Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации» 20-21 октября в г.-к.  Анапа состоялся очный межрегиональный семинар с участием, около 200 учителей русского языка и начальных классов, регионов — участников проекта: республик Кабардино-Балкария и Дагестан, а также федеральных партнеров: ГАОУ ДПО Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (далее – ГАУО ДПО АПК и ППРО).

В ходе мероприятия были  рассмотрены актуальные проблемы обеспечения единого подхода к преподаванию и изучению русского языка в образовательных организациях, в том числе в полиэтнических классах.

Работа межрегионального семинара продолжалась в течение двух дней.

В первый день состоялось пленарное  заседание.

Деятельность стажировочной площадки представила Терновая Людмила Николаевна, к.п.н., доцент, проректор ГБОУ ИРО Краснодарского края.

Особое внимание было уделено вопросам развития профессиональной компетентности педагогов в вопросах преподавания русского языка как неродного в поликультурной среде – Невшупа Ирина Николаевна, к.ф.н., доцент, и.о. зав.каф. филологического образования ГБОУ ИРО Краснодарского края.

Гостями были затронуты актуальные  вопросы:

  • Опыт работы стажировочных площадок, реализующих ФЦПРЯ в 2016 году, с определением роли Краснодарского края – Лукичев Александр Николаевич, заместитель директора Центра проектно-внебюджетной деятельности и развития связей с субъектами РФ ГАУО ДПО АПК и ППРО г. Москва, к.п.н.;
  • Реализация концепции филологического образования и задачами стоящими перед образовательными организациями РФ– Мацыяка Елена Владимировна, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы ФГАУ ДПО АПО и ППРО г. Москва, к.п.н.;
  • Язык как фактор идентичности культур — Мишина Ирина Анатольевна, доцент кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права ФГАУ ДПО АПК и ППРО, г. Москва;
  • Технология построения словообразовательных моделей производных слов как способ расширения технологической компетентности преподавателя русского языка – Шонтукова Ирина Васильевна, заместитель директора Центра непрерывного профессионального развития Кабардино-Балкарской Республики, к.п.н., доцент;
  • Лингвокультурный компонент в методике преподавания русского языка как неродногоИсабекова Румина Куйбышевна, старший преподаватель кафедры филологического образования ДИРО, координатор проекта по реализации Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016 – 2020 гг. «Дагестанского института развития образования».

После пленарного заседания продолжилась работа межрегионального семинара. Для 200 педагогов Краснодарского края и гостей в базовых школах стажировочной площадки г.-к. Анапы (МБОУ СОШ №12 и гимназия «Аврора»)  состоялось  знакомство  участников семинара  с образовательным процессом. Затем  учителя-тьюторы  Краснодарского края  представили  мастер-классы для учителей русского языка и начальных классов.

Особое внимание было уделено работе в полиэтнических классах по направлениям:

  • творческие мастерские в урочной и внеурочной деятельности;
  • формированию ключевых предметных компетентностей на уроках русского языка как неродного, в том числе с одарёнными и слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.

Второй день семинара был продолжен в творческой обстановке  в формате мастер-классов по трём секциям.

В работе секции «Современные образовательные технологии как ресурс повышения профессиональной компетентности педагога» делились  педагогическим  опытом  учителя Краснодарского края. Руководитель ЦИТ ДИРО Дибиров Магомедшапи Дибиргаджиевич  представил элементы ИК-технологии в преподавании русского языка.

Секция по теме «Формирование читательской компетенции на уроках русского языка и во внеурочной деятельности через преподавание предметов гуманитарного цикла» во главе с модератором Мацыяка Еленой Владимировнаой, доцентом  кафедры преподавания русского языка и литературы ФГАУ ДПО АПО и ППРО г. Москва , к.п.н., объединила учителей русского языка и библиотечных работников.

Секция по теме «Единые подходы преподавания русского языка как неродного в начальной школе» с модератором Невшупа Ириной  Николаевной, и.о. зав. каф., доцентом  кафедры филологического образования ГБОУ ИРО  Краснодарского края, к.ф.н., решала задачи преемственности обучения русскому языку в начальной и основной школе. Особое внимание было уделено вопросам культурного  многообразия как основы национальной политики в России, основным идеологом этого вопроса стала Мишина Ирина Анатольевна, доцент кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права ГАОУ ДПО АПК и ППРО, г. Москва.

Итогом проведения межрегионального семинара стало обобщение опыта проектирования дополнительных профессиональных программ по вопросам организации деятельности эффективных моделей, обеспечивающих обучение русскому языку в межрегиональном формате.

Участники проекта учителя русского языка начальных классов Краснодарского края, представители  республик Кабардино-Балкария и Дагестан, федеральные партнеры ГАОУ ДПО АПК и ППРО высказали заинтересованность в продолжение работы стажировочной площадки в 2017-2018 годах.


20 октября 2016г.

Мастер-классы в образовательных организациях г.-к.Анапа

 

МБОУ СОШ №12

«Использование творческих мастерских в урочной и внеурочной деятельности»Охрименко Елизавета Аполлинарьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2, г.-к.  Геленджик.

«Текстоцентрический принцип в обучении  русскому языку как неродному» Матвеева Лилия Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №47, г. Краснодар.

Гимназия «Аврора»

«Формирование ключевых предметных компетентностей на уроках русского языка как неродного»Андрусова Елена Степановна, учитель русского языка и литературы гимназии «Росток», г. Анапа.

«Работа с одарёнными  и слабоуспевающими учащимися на уроках русского языка и во внеурочной деятельности» Надеждина Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7, г-к Анапа.

 

21 октября 2016 г.

Второй день семинара проходил в  творческой обстановке и были организованы мастер-классы   по секциям.

 

1 секция.

«Современные образовательные технологии как ресурс повышения профессиональной компетентности педагога»

Модератор – Каян Татьяна Анатольевна – старший преподаватель КФО ГБОУ ИРО Краснодарского края.

«Элементы ИК- технологий в преподавании русского языка» Дибиров Магомедшапи Дибиргаджиевич — руководитель ЦИТ ДИРО

«Развитие творческих способностей учащихся средствами  современных педагогических технологий»   Бушко Марина Игоревна,  учитель  русского языка и литературы МБОУ СОШ №31, г. Краснодар.

«Развитие речевой культуры современного школьника в условиях билингвизма» Нужнова Светлана Борисовна, учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ № 13, Тимашевский  район.

«Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы» Литвинова Людмила Васильевна, учитель русского языка МБОУ СОШ №10, Каневской район.

Приемы и текстовые стратегии формирования читательской грамотности на уроках русского языка в рамках ФГОС — Пелипенко  Елена Александровна , учитель русского языка ЧОУ СОШ №1, г. Новороссийск.

 

2 секция.

Формирование читательской компетенции на уроках русского языка и во внеурочной деятельности через преподавание предметов гуманитарного цикла.

Модератор – Мацыяка Елена Владимировна, доцент кафедры преподавания русского языка и литературы ФГАУ ДПО АПО и ППРО г. Москва , к.п.н.

Школьная библиотека – территория чтения в полиэтнической среде Новак Светлана Анатольевна, заведующая библиотекой МБОУ СОШ № 5 г. Геленджик.

Творческое чтение как ресурс развития русского языка Кожева Маргарита Владимировна, заведующая библиотекой МБОУ СОШ №3 г. Славянск-на-Кубани.

Продвижение русского языка и привлечение учащихся к чтению посредством виртуальной среды Кривонос Наталья Викторовна, заведующая библиотекой МАОУ гимназия №2, г. Новороссийск.

Литературный кружок «С книгой по жизни» как средство речевого развития школьника Богатова Марина Владимировна, заведующая библиотекой МБОУ гимназия №4, г. Новороссийск.

 

3 секция.

Единые подходы преподавания русского языка как неродного в начальной школе.

Модератор Невшупа Ирина Николаевна – и.о. зав. каф., доцент кафедры филологического образования ГБОУ ИРО  Краснодарского края, к.ф.н.

Культурное  многообразие как основа национальной политики в России – Мишина Ирина Анатольевна, доцент кафедры методики преподавания истории, социально-политических дисциплин и права АПКиППРО, г. Москва.

Развитие навыков выразительного чтения как средство мотивации к изучению русского языка Агений Аида Георгиевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ№19, г. Новороссийск.

Формирование познавательной активности на уроках русского языка на основе проблемного метода обучения младших школьников Осадчая Наталья Викторовна, учитель начальных классов  НЧОУ гимназии «Росток», г. Анапа.

Формирование навыков группового общения младших школьников на основе междисциплинарного курса «Мир деятельности» Исаева Дина Викторовна, учитель начальных классов  МБОУ СОШ №2 , г. Горячий Ключ.

Использование дидактических игр на уроках русского языка с целью развития навыков словообразования и орфографической зоркости Ульянова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов  МБОУ гимназия №7, г. Крымск.

Развитие устной речи младших школьников на уроках русского языка Староверова Наталья Тимофеевна, учитель начальных  классов НОШ№11, г. Новороссийск.